Лидия Николаевна Делекторская — сибирская натурщица, обеспечившая наследие искусства

Лидия родилась и до 13 лет росла в Томске. Уехав во Францию, девушка познакомилась со знаменитым художником Анри Матиссом. Делекторская стала объектом вдохновения художника, и с её помощью были написаны известные всем нам картины Матисса. 

Ранние годы

Лидия Николаевна родилась 23 июня 1910 года в Томске в семье детского  врача. В 13 лет молодая девушка осталась сиротой, её мать и отец умерли вследствие эпидемий тифа и холеры, свирепствующих в Сибири в начале 20-х годов. Сестра матери, тётя Лидии, увезла её с собой в Маньчжурию, город Харбин (Китай). Харбин был основан как станция Китайско-Восточной железной дороги, благодаря чему вокруг него образовалась колония русских беженцев. В относительно небольшом городе были русские театры и школы, одну из которых закончила Лидия. 

Переезд во Францию

Через некоторое время семья перебралась в Париж. Тогда Делекторская оказалась в положении эмигрантки.  Молодая девушка оказалась в незнакомой среде и без знаний французского языка (в Харбине Делекторская изучала английский). Лидия мечтала стать врачом и поступила на медицинский факультет Парижского университета Сорбонны, но вскоре ушла из-за большой платы за обучение. В возрасте 19-ти лет Лидия вышла замуж за русского эмигранта, брак продержался недолго и спустя год Делекторская снова оказалась одна, без денег, друзей и семьи. Тогда она, как и другие эмигранты без гражданства , периодически подрабатывала. 

Спустя некоторое время девушка переехала в Ниццу, где также продолжала перебиваться непостоянными заработками. Осенью 1932 года Делекторская случайно нашла работу помощником художника. Лидия не разбиралась в живописи, но ей требовались деньги. Так она предложила свои услуги Анри Матиссу. В то время художник работал над панно “Танец”. Будущее произведение искусства представляло собой три масштабных полотна, над работой с которым уходило много сил и времени. По окончании работы над картиной, необходимость в услугах Делекторской отпала, и девушка снова осталась безработной.

Однако, ненадолго. Через несколько месяцев Делекторскую снова пригласили в дом Матисса, на этот раз в качестве сиделки для его супруги Амели Прайер. Делекторская запомнилась исполнительностью и произвела впечатление приятной молчаливой девушки с мягким характером. 

В доме Матисса

Первое время Лидия приходила в дом Матисса рано утром и уходила вечером, как и полагалось сиделке. Однако вскоре сам художник обратил внимание на молодую 22-летнюю девушку. Матисс предпочитал смуглых темноволосых южанок, однако именно славянская светловолосая девушка стала объектом вдохновения выдающегося художника до самой его смерти. Через некоторое время Делекторская окончательно переехала в дом Матисса. Художник восхищался Лидией и постоянно рисовал наброски и эскизы. В 1935 году Матисс написал картину “Розовая обнаженная”(Pink Nude), на которой изобразил Делекторскую. Картина была написана в стиле фовизма — эмоциональный стиль письма, при котором главная роль отведена цветам и плоскостям, а формы приведены к простым очертаниям. Сын художника Пьер Матисс, увидев эту картину, отметил, что отец обновил себя как художник.   

Таким образом, молодая девушка из Сибири превратилась в натурщицу и объект неиссякаемого вдохновения. Вскоре аккуратная, рассудительная, порядочная и организованная Делекторская стала вести хозяйство в доме Матисса и организовывала дела художника. 

Молодая девушка занимала значительную часть жизни художника и тогда жена Матисса потребовала, чтобы Делекторская покинула дом. Амели вовсе не ревновала своего мужа к молодой девушке, она не признавала вторую хозяйку в её доме. Анри Матисс уже не мог обходиться без своей русской помощницы. После 40 лет брака Амели Прайер подала на развод и уехала к дочери в Париж. Даже после развода Матисса, Делекторская не переставала называть себя его другом или секретарем. Как говорила сама Лидия, она не считала себя женой Матисса в материальном или физическом смысле, но несмотря на это, художник был единственным смыслом жизни Делекторской. 

На момент начала военных действий во Франции в 1939 году Матиссу было уже 70 лет. Художнику предлагали покинуть страну несколько раз: старший сын, Пьер Матисс, жил в США и владел собственной картинной галереей, а власти Бразилии даже приготовили специальную визу для Анри Матисса. Однако художник отказался от всех предложений, причиной тому было нежелание оставлять родной дом, картины и свою помощницу. 

Закат

В 1941 году у художника обнаружили рак кишечника. Матисс пережил две тяжелые операции в Лионе. В возрасте 72 лет художник оказался прикован к кровати. Делекторская оставалась с ним в самые трудные минуты, перевозила художника в инвалидной коляске, помогала принимать лекарства и в буквальном смысле стала “руками” художника. Лидия помогала Матиссу воспроизводить декупажи из окрашенного картона.

Лидия получала от Матисса ежегодно два подарка — это были её портреты, один на Рождество, а другой на день рождения. Таким образом художник выражал своё трепетное отношение к Делекторской и хотел обеспечить девушке будущее, ведь Матисс был стар и болен.

Делекторская тоже хотела помочь художнику и сама покупала его картины по рыночной цене, хоть художнику это и не нравилось. 

По окончании войны Делекторская была очень рада победой своей Родины и ей хотелось выразить эту радость. Тогда она выбрала семь картин художника и выкупила их по цене, за которую их бы купили коллекционеры, а Матисс, в свою очередь добавил ещё одну — портрет Лидии. Девушка немедленно отправила дары в Москву, чуть позже на это получила благосклонный ответ. 

3 ноября 1954 года Анри Матисса не стало, и для Лидии настала действительно тяжёлая пора. Родственники художника продолжали считать девушку сиделкой и простой помощницей. Делекторская не претендовала на роль члена семьи, но и не желала отказываться от наследства, которое завещал ей Матисс. Вскоре она собрала все свои вещи и уехала из дома, в котором прожила больше двадцати лет. 

Даже после смерти художника Лидия оставалась ему верна. Делекторская стала переводчицей русской литературы, а на заработанные деньги покупала работы Матисса и передавала их в музеи. Около двухсот произведений искусства — картины, скульптуры, эскизы — Делекторская передала Эрмитажу и ГМИИ имени Пушкина. Лидие хотелось как можно больше сведений вложить в мировую историю о Матиссе, она старалась помогать исследователям, рассказывала им детально о жизни художника.

Благодаря Лидии Делекторской, Россия сейчас имеет лучшие в мире коллекции произведений знаменитого художника. 

Лидии Делекторской не стало в возрасте 88 лет, она умерла в Париже 16 марта 1998 года. Последней волей Делекторской  было положить к ней в гроб сорочку Матисса — единственную вещь, которая сохранилась у Лидии. Прах Лидии покоится на кладбище в Павловске, однако под Парижем осталась пустая, уже оплаченная, могила с круглой надгробной плитой с именем и датой рождения Делекторской.

Автор: Анастасия Гладченко.