«У России свой особый путь» – говорили преданные заветам доброй русской старины дворяне в далёком 19-м веке, стараясь этими словами показать, что всё в нашей русской жизни, чего ни коснись, пропитано русским духом и Русью пахнет. И отмечали они, что Россия, она особая, не похожая ни на Европу, ни на Азию, что она – та земля, «что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи». И люди здесь особые, и города, хотя и разные: и великорусские, и малороссийские, и уральские, и сибирские, и дальневосточные – все олицетворяют собой неповторимость духа, традиций, мировоззрения русского человека.

Стоит на правом берегу Томи величественный и старинный город Томск. В прежние времена он был столицей необъятной Сибири, и вобрал в себя все, что присуще близлежащим землям. И как вся Россия стоит на слиянии Европы и Азии, так и Томск стал рубежом между величественной, строгой и помпезной Европой и дикой, необузданной, своенравной Азией. Здесь переплелось всё: и античный классицизм, и веяние французского ампира, и рубленые крестьянские избы, и витиеватые татарские деревянные кружева,­ – всё это словно специально должно было встретиться здесь, чтобы воплотить в жизнь, казалось бы, неосуществимый проект по смешению культур.

На рубеже 19 и 20 века зародившийся в Бельгии, а потом распространившийся по всему цивилизованному миру стиль модерн завоевал сердца архитекторов, а через их творения – проник в умы простых обывателей. Томск не остался в стороне от нового веяния. Но в отличие от Европы, бездумно перенимавшей друг у друга целые архитектурные ансамбли, Томск, как и вся Россия, создал свой неповторимый томский, или сибирский, деревянный модерн.

Давайте посмотрим на некоторые наиболее удачные его проявления!

Характерную для модерна асимметрию можно наблюдать у дома по адресу ул. Вершинина, 12: посмотрите на то, как изгибается линия крыши, какие разные формы она принимает. Ниже мы можем видеть вдохновлённые неорусским стилем декорации: резьба растительного орнамента, стилизованные солярные знаки.

Не все здания томского модерна выполнены в духе «а-ля русс»: дом №68 по улице Красноармейской ­– известный также как «Дом с драконами» – выделяется тем, что архитектор, вдохновлённый мотивами скандинавской архитектуры, применил при строительстве некоторые архитектурные элементы, присущие скандинавскому зодчеству: открытый сруб, прямые, без орнамента наличники, стилизованные драконы на коньках крыши.

Дом на ул. Кузнецова, 17 во многом повторяет вышеописанный образец скандинавского влияния (по сути своего исполнения он является братом-близнецом «Дома с драконами», вот только драконов ему и не достаёт; вообще, если смотреть только на их отдельные части, то даже и не понимаешь, какой перед вами дом!

На этом эксперименты не прекращаются: сложную объёмно-пространственную композицию имеет здание по адресу пр. Кирова, 7. Причиной тому в том числе и утилитарность ­– одна из главных идеологических составляющих стиля модерн: архитектор стремился показать, что деревянный дом может быть оснащён всеми благами XX века, будь то ватерклозеты, ванные комнаты и т.д.

Многие образцы деревянного модерна не отличаются богатством объёмно-планировочных решений, очень часто это просто прямоугольник. Но тем сильнее эта простота подчёркивает живописно-декоративные элементы: многоквартирный жилой дом на ул. Кузнецова, 30 – тому неопровержимое доказательство.

Величественной громадой стоит здание на ул. Карла Маркса, 31. На первый взгляд очень простой дом: растянутые главный и боковой фасады, активно вытянутые вертикальные членения. Но всё это достигает кульминации в резьбе под карнизом. Глядя на эту немногословность и в то же время изысканность – на то, как удачно найдены пропорции всех частей, понимаешь, что такое сложность в простоте и простота в сложности.

Образцы томского модерна это не только памятники – дома, выполненные в этом стиле, которые всё ещё можно встретить среди отдалённых от центра города улиц; в некоторых всё ещё живут люди. Взглянем на дом по адресу ул. Мельничная, 38. Он прост в исполнении, и вряд ли можно сказать, что в нём есть какая-то деталь, за которую глаз мог бы зацепиться. Но он всё ещё занимает своё законное место среди экземпляров томского модерна – с ними его роднят всё те же стройные формы и строгие силуэты, а также сдержанная помпезность, едва уловимая сквозь строгость и неукоснительность.

Томский модерн – это очень богатая палитра, вобравшая в себя широкое разнообразие цветов. Скандинавские мотивы, псевдорусский стиль и рационалистические тенденции, помноженные на авторский почерк, создают ансамбль, нехарактерный для других городов России.

Источники:

  1. «Деревянная архитектура Томска» (альбом). — Томск: Издательский дом «Д-Принт», 2010. — 364 с.
  2. Модерн в деревянной архитектуре г. Томска начала ХХ в (https://cyberleninka.ru/article/n/modern-v-derevyannoy-arhitekture-g-tomska-nachala-hh-v)

Автор статьи – Важов Максим

Фотограф – Кудряшов Никита