ТОМСКОГО У НАС ХОТЬ ОТБАВЛЯЙ
Многие томичи знают, что при ТИЦ Томска есть уникальный краеведческий театр «Путь томича». Его постановки включают в себя интересные факты из жизни страны и Томска. Руководитель театра, сценарист и режиссёр Виктор Нилов, известный томский краевед и журналист, рассказал по нашей просьбе о возобновляемой работе коллектива.
– Театр наш – любительский, краеведческий и просветительский. «Путь томича» – это условное название. Мы – продолжение театра «МХАТ имени Чехова на Уржатке», главным в репертуаре которого был трагифарс об Антоне Павловиче Чехове.
– А сейчас?
– Томичи уже видели наш спектакль об Иннокентии Смоктуновском. Самоизоляция побудила меня переделать просветительский сценарий спектакля в полновесную игровую версию о жизни и судьбе великого актера. «Смоктуновский» – сейчас главное.
– О Смоктуновском сделано довольно много документальных фильмов. Вы их как-то используете?
– Буквально – нет, но многое из фильмов и литературы о Смоктуновском имеем в виду. Скажу, однако, что в судьбе Иннокентия Михайловича есть мало кому известные драматические моменты. В 29-м году его отец, Михаил Петрович, – а он, оказывается был не простым крестьянином, а мельником в деревне Татьяновке – был раскулачен и осужден на год тюрьмы и три года высылки якобы за «продажу зерна по завышенной цене». Дед по матери, Аким Степанович Махнёв, родом из села Киреевского, был по сфабрикованному делу объявлен не мало не много руководителем и вдохновителем контрреволюционной повстанческой организации и отправлен на 10 лет в Дальлаг, где и погиб. Иннокентий Михайлович никому об этом не осмеливался рассказывать, а я установил по документам областного архива и общества «Мемориал».
– Именно об этом и спектакль?
– О семейной и национальной трагедии начала 30-х мы расскажем в финале всего спектакля. В первой же части, над которой начинаем работать, в живых дискуссиях актёров-любителей рассказывается о том, что Смоктуновский – великий актер. В новой версии пьесы штрихами рисуется также томская повседневность оттепельной эпохи 60-х годов, на которые выпали «звездные часы» Иннокентия Михайловича. Это когда на экранах появились такие шедевры, как «Девять дней одного года», «Гамлет» и «Берегись автомобиля».
В пьесе о Смоктуновском, как и раньше, есть цитата из знаменитого спектакля томской Драмы «Университетская Роща» – оживает и действует «Девушка с веслом». Эта скульптура украшала в свое время центральную аллею Университетской Рощи. Вместе с «девушкой» по парку у нас «прогуливаются» «видения прошлого» – бывшие памятники Ленин со Сталиным и нынешние – Флоринский с Менделеевым. Появится и наша чеховская «фишка» – взбудоражившая в позапрошлом веке весь Томск Кикимора из дома Колотилова на Дворянской.
– Как я вижу, у вас немало томского в спектаклях…
– Чего-чего, а томского у нас хоть отбавляй. И скажем, к Антону Чехову все его возлюбленные женщины слетаются видениями не куда-нибудь, а в томскую гостиницу.
– В гостиницу «Россия»?
– Такой гостиницы, как я понял, в чеховский приезд в Томск не было. А вот на её месте что-то было, там и мог останавливаться Чехов.
– Что-то ещё о планах вашего театра расскажете?
– Нынче много неопределённого, но всё же скажу, что к 29 января, дню 160-летия Антона Чехова, мы хотим восстановить наш спектакль о великом писателе, а к 28 марта, дню рождения Смоктуновского, поставить новый спектакль о великом актёре. Роятся у нас в головах и театрально-экскурсионные планы, но, как человек издавна театральный, я боюсь их сглазить. Так что, спасибо вам за внимание.
Репортаж Анна Ахмедова
Фотограф Анна Ахмедова