В истории России было немало выдающихся правителей, среди которых нельзя не упомянуть Александра I – личность, ускользающую от нас в своей загадочности и конкретную в своём величии. На его долю выпало немало ошеломляющих для великой державы событий: Отечественная война 1812 года, конфликты в политической и личной сферах жизни, многочисленные реформы, антиправительственные движения… Как же император справлялся с тяжёлыми для себя и для Отечества обстоятельствами?
Бремя императора и самодержца всея Руси тяжёлым грузом легло на плечи Александра I. Утомлённый правлением, окружённый разочарованием и несбыточностью стремлений, Александр всё больше хотел отречься от императорского престола. И пребывание в Таганроге вместе со своей августейшей супругой Елизаветой Алексеевной оказалось той самой идиллией, скрасившей его апатию и пессимизм. К сожалению, идиллия продлилась недолго: в сентябре 1825 года царь приехал в Таганрог, а 19 ноября того же года скончался.
… Скончался ли? Вот уже полтора века будоражит умы красивая легенда о том, что Александр на самом деле не скончался, а отправился скитаться по России под именем Фёдор Кузьмич. За свою жизнь бродяга посетил немало губерний, в том числе и томскую, в которой приостановился и прожил остаток своих дней. Что заставляло людей верить в то, что это не обычный старик? Причиной тому послужили его обширные знания: он был грамотен, идеально владел французским, многое знал об истории, в особенности о периоде наполеоновских воин – будто сам принимал в них участие, а также рассказывал об императорском дворе то, чего простому человеку не положено было знать. Но неужели человек, родившийся в роскоши и проведший в ней значительную часть сознательной жизни, может запросто отказаться от всех благ в угоду опрощения? Современники говорили об Александре, что он был властолюбив, обладал упорным нравом; отказ от престола с таким набором качеств представить сложно. Так что же побудило царя к столь резким изменениям? Раскаяние в отцеубийстве? Недовольство окружением?
И хотя точно неизвестно, правдива эта легенда или нет, – она всё равно продолжает интересовать людей. Некоторые решают копнуть глубже, чтобы различить в этой истории более тонкие материи, как, например, писатель Лев Николаевич Толстой. Жизнеописаниями сибирского отшельника он вдохновился настолько, что посвятил им целую повесть – «Посмертные записки старца Фёдора Кузьмича». А впоследствии и сам стремился к похожему образу жизни: носил простую одежду, не ел мяса, занимался физическим трудом, в то время как всё своё состояние отдавал семье либо на благотворительность. В этом он видел возможность для нравственного роста, совершенствования, противостояния среде в опоре на духовные силы. А на закате жизни и вовсе покинул усадьбу и отправился в последнее путешествие, отдалённо напоминающее хождения Фёдора Кузьмича.
Впрочем, в самом ли деле эти истории являются из ряда вон выходящими? Конечно нет, в наше время многие тоже стремятся противопоставить себя среде, отказаться от многого в пользу малого, изменилась лишь языковая норма: то, что раньше называлось «опрощением», теперь гордо носит название «минимализм». Возможно, однажды мы и узнаем тайну прошлого Фёдора Кузьмича, но чего мы точно не сможем понять, так это причин ухода из роскоши в аскезу. Истинно то, что человек непознаваем. Но истинными также остаются цели: поиск смысла жизни, открытие новых граней окружающего мира, стремление к счастью и победа над внутренними демонами. Это сможет понять каждый, ведь Александр I/Фёдор Кузьмич является в первую очередь человеком, и ему, ровно, как и нам, всё человеческое не чуждо.